«Вы самое слабое звено. Прощайте!», Или как отказать соискателю, чтобы не потерять его навсегда
Работа рекрутера тяжелая не только в том, чтобы не ошибиться в кандидате, которому ответили «Да!», но и в первую очередь, чтобы не обидеть кандидата, говоря ему «Нет».
В природе не существует «идеальных» кандидатов, наша цель – выбрать подходящего под конкретную задачу. Парадокс в следующем: сколько бы кандидатов не пришло на собеседование, остаться должен только один. Самый активный, ответственный, коммуникабельный, целеустремленный, профессионал своего дела ну и просто хороший человек.
Насколько убедительно для соискателя звучит фраза «Мы Вам позвоним»? Хотя фраза «В случае положительного ответа мы свяжемся с Вами в трехдневный срок» звучит не более обнадеживающе. Чаще всего опытные соискатели оценивают такие фразы как неумение доводить дело до конца, а именно – красиво прощаться с кандидатами.
Мы все знаем о том, как правильно проводить собеседование, как необходимо мотивировать кандидата работать именно в нашей компании. Но почему тогда мы не заинтересованы мотивировать кандидата работать именно в нашей компании даже после того, как мы ему откажем?
Итак, зачем отказывать правильно?
Во-первых, мы не знаем, когда нам понадобится тот или иной кандидат. Формируя кадровый резерв компании, кандидаты, которые получили высокие баллы по результатам собеседования, но по каким-то причинам уступили место «счастливчику» смогут понадобиться в будущем. Например, при появлении новых вакансий или же как вариант замены «счастливчика».
Во-вторых, наши кандидаты через некоторое время могут стать нашими работодателями. Земля-то ведь круглая J. К тому же, HR-специалисты тоже меняют работу, проходят собеседования и предлагают себя в качестве работников.
В-третьих, менеджер по персоналу - это часть большого профессионального сообщества. И хотя за хорошие навыки отказа кандидату работодатели не платят, но чтобы профессия развивалась, каждому специалисту кадровой службы нужно поддерживать высокие стандарты.
Если Вам уж и выпало отказать кандидату при личном разговоре, то стоит придерживаться следующих правил:
- Вежливо обосновать отказ. Самую большую ошибку HR-менеджеры совершают, когда вообще не объясняют причин отказа. Любому человеку легче смириться с обстоятельствами, если он может их как-то объяснить, поэтому рекрутер должен озвучить причины. Формулировки отказа не должны быть связаны напрямую с оценкой профессиональных, а уж тем более личных качеств кандидата. Например, можно создать впечатление, что претендентов много и руководство, выбирая из большого количества соискателей, сравнивает их между собой.
- Доброжелательный тон. Отказывать неприятно, но делать это нужно без агрессии или недовольства.
- Комплимент кандидату. Чтобы снять напряжение, имеет смысл похвалить кандидата, сказав, например, следующее: "Спасибо, что уделили время нашей компании", "Спасибо за ожидание", "Спасибо за ценную информацию" (если кандидат в процессе общения сообщил полезные сведения).
- Пожелание успеха в дальнейшем поиске работы. Зачастую это просто формула вежливости, обычная фраза, как "здравствуйте" или "спасибо", но ее нельзя забывать. Это еще одна возможность произвести на соискателя хорошее впечатление.
И не забывайте писать кандидатам «прощальные» письма. Пишите письмо, как только Вы решили, что кандидат не подходит для вашей компании как можно скорее после интервью. Пускай это займет у Вас несколько минут, зато у кандидатов появится больше возможностей в поиске другого места работы.
© HR-консультант, рекрутер КК "АДЪЮТОР", Романовская Инна