Секреты успешной карьеры

В конце 2013 года крупнейшая деловая соцсеть Linkedin проанализировала профессиональный опыт более 250 миллионов своих пользователей. И опубликовала список навыков, необходимых для достижения успеха. В десятку самых востребованных вошли: умение работать с современными компьютерными технологиями, анализировать информацию, планировать и, как ни странно, – подбирать персонал. Соискатели, обладающие таким джентльменским набором, получали более выгодную и перспективную работу. Хорошо, если что-то из этого ты уже умеешь делать. Но если и правда стремишься достичь в корпорации большего, важно понимать и предпринимать кое-что еще.

 

Разделять ценности организации

 

Чтобы добиться успеха в крупной компании, нужно для начала гармонично встроиться нее. “Любая система, особенно крупная, с историей, традициями и планами на будущее, стремится к поддержанию своей идентичности, то есть к самосохранению”, – объясняет Ева Викентьева, директор департамента управления персоналом. Всякая большая фирма дорожит своими внут­ренними правилами, стилем. А это значит – отвергает всех, кто не включается в нее. Следовательно, сотрудника, который не разделяет миссии и ценности компании, игнорирует авторитеты и нарушает негласные правила, вряд ли ждет профессиональный успех на этом месте. Как вписаться в структуру, сохранив свои взгляды и убеждения, избежав внутренней борьбы и ощущения, что ломаешь себя? “Самое надежное средство – внимательно выбирать место работы, – рекомендует Ева Викентьева. – На собеседовании важно задать будущему начальнику вопросы о том, что ценится в компании, что считается неприемлемым?” После того как выяснили в деталях все особенности работы, стоит расспросить hr-специалиста или партнера о том, как строятся отношения между сотрудниками, как принято вести себя на корпоративных мероприятиях. Если предлагают прогуляться по офису, непременно соглашайся: лучше впитать любую информацию из самых разных источников. Вскоре станет понятно: близка ли идеология будущего места работы к твоему мировоззрению. Тогда, начиная с первого рабочего дня, тебя совсем не затруднит уважительно относиться к корпоративным правилам.

 

Уметь подбирать персонал

 

В последние годы появилась тенденция: корпорации постепенно уходят от иерархической структуры к матричной. То есть исчезает субординация руководитель-подчиненный, и все чаще формируются группы, в которых создаются парт­нерские отношения. Придя работать в большую компанию, ты с большей вероятностью возглавишь конкретный проект. “И вполне возможно, что первой задачей будет набрать эффективную команду”, – объясняет бизнес-тренер Елена Бочарова. Если у тебя нет навыков рекрутера, не стоит пугаться. Для начала неплохо подготовиться к беседе с кандидатом: продумать, что конкретно должен уметь и знать соискатель. Специалист советует забыть о бесполезном предложении “расскажите о себе” и рекомендует задавать потенциальному коллеге вопросы по модели STAR: Situation (Ситуация) – Task (Задача) – Action (Предпринятые действия) – Result (Результат). Строить интервью лучше так: “Расскажите, где и когда эти умения вы уже применяли (Ситуация)? Какая перед вами стояла задача (Задача)? Как вы с ней справились (Действия)? И что получилось в итоге вашей работы (Результат)?” Безусловно, от тебя не требуют навыков эйчара, вполне достаточно уметь беседовать с потенциальными партнерами в таком стиле. Это сейчас так же естественно, как и умение работать с компьютером.

 

Постоянно учиться новому

 

Работа в крупной корпорации автоматически требует много дополнительных навыков: от знания иностранного языка (чтобы общаться с коллегами из других стран) до способности быстро осваивать новые методы работы. Поэтому успешный специалист любит и умеет обучаться, развиваться, совершенствоваться. “Ситуация, когда начальник думал, чему еще нас необходимо обучить, осталась далеко позади, – объясняет Елена Бочарова. – Сейчас самообучение и саморазвитие – наша личная ответственность”.

Есть корпорации, в которых думают о профессиональном развитии персонала и постоянно проводят разные обучающие программы. Многие менеджеры недоумевают: зачем нужны эти бесконечные курсы? Для того чтобы просто оставаться эффективны­м и конкурентоспособным специалистом. Поэтому нужно стараться пользоваться всеми предоставленными возможностями.

В противном случае, процесс профессионального саморазвития придется организовать себе самостоятельно. Елена Бочарова подсказывает, как это сделать: “Прежде всего стоит определить цели своей карьеры: куда двигаться и зачем. А затем подумать: что поможет достичь результатов?” Это могут быть тренинги, книги, помощь друзей и коллег. Можно периодически обсуждать с руководителем свой индивидуальный план развития. Выяснять, какие умения стоит еще освоить, как они пригодятся в работе. Кроме того, полезно посещать профессиональные конференции: узнавать о тенденциях в своей отрасли и искать новые связи.

5 причин работать в крупной компании:

Каждый день узнаешь что-то новое

Работаешь вместе с умными и интересными людьми

Чувствуешь себя причастным к чему-то большому и значительному

Получаешь разные корпоративные льготы

Осваиваешь дипломатические навыки

 

Достигать поставленных целей

 

Чтобы получить работу в корпорации Microsoft, нужно обойти чуть больше миллиона конкурентов. Не удивительно: ведь любая крупная компания хочет получить самых лучших специалистов. Поэтому последний важный навык, который поможет быть конкурентоспособным – это умение достигать своих целей.

Многие из нас уже научились ставить задачи и планировать. Но вот завершать намеченное способны лишь единицы. И вот почему: по дороге к мечте нам приходится преодолевать всевозможные трудности, и далеко не каждый способен с ними справляться. “Чтобы дедлайны, несговорчивые партнеры, неорганизованные подчиненные и отсутствие бюджета не мешали следовать к результату, необходимо иметь очень сильную мотивацию, которая не берется из ниоткуда, – объясняет коуч Анна Никулина. – На пути к цели мы должны постоянно помнить: для чего мне это нужно? Что мне это даст?” Для создания сильной мотивации, нужно сформулировать цель, а затем честно спросить себя: “Каким человеком я должна стать? Готова ли к переменам?” Своей мечты добиваются лишь те, кто способны меняться.

 Часто причина провала довольна проста: мы не воспринимаем задачи корпорации как свои личные. Поэтому стоит рассуждать так: “Что получит моя компания? А что будет моим преимуществом в этом деле?”

Есть простой способ сов­местить сложный проект с личной мечтой. Например, есть желание отправиться в путешествие, скажем, в Азию. Можно оценить в рублях, сколько нужно денег на эту поездку. А затем реализацию проекта совместить с персональной мечтой. То есть: заключу эту сделку – смогу купить билет на самолет до Бангкока. Выполню план на этот месяц – смогу оплатить проживание в отеле на неделю. И так далее. “Такой несложный рефрейминг позволит по-новому взглянуть на рабочую рутину и надолго сохранить вдохновение к достижению глобальных целей, – объясняет Анна Никулина. – Ведь нашему мозгу нужны быстрые результаты, которые порой бывает невозможно получить в работе над длительным проектом”.


Автор: Юлия Арбатская